Аддиктивное поведение у подростков
Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Аддикция – состояние зависимости, развивающееся в результате привыкания.
Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева выделяют виды аддикции:
- алкогольная аддикция;
- наркотическая аддикция;
- токсикомания;
- лекарственная аддикция;
- табакокурение;
- игровая аддикция или гэмблинг;
- трудоголизм (социально – одобряемая аддикция);
- компьютерная аддикция;
- пищевые зависимости.
Таким образом, виды аддиктивного поведения многогранны. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды аддиктивного поведения у подростков и их профилактику.
Подростковый период развития охватывает примерно возраст с 11-12 до 14-17 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних и старших классах школы. В этот период происходит телесная, психологическая и социальная перестройка. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Пик такой неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет.
Подростки более склонны к употреблению ПАВ и общественно опасному, аморальному поведению в силу особенностей своей психики. Переходный возраст как этап становления взрослеющей личности обычно сопряжен с поиском себя, напряженными отношениями с родителями, проверками окружающих на прочность. Подросток обычно чувствует себя одиноким, непонятным, брошенным без поддержки.
Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию.
Социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, экономического, психологического и психосоматического характера, приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации.
Основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних:
- дисфункциональность семьи;
- личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и др.);
- школьная дезадаптация;
- воздействие асоциальной неформальной среды;
- причины социально – экономического и демографического характера.
У подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, приводит к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения прежде всего через приобщения к наркотическим и алкогольным традициям компании.
Мотивы употребления наркотиков:
- любопытство;
- завоевание популярности;
- облегчение контактов;
- стремление к подражанию;
- конфликты;
- безделье;
- страх перед жизненными трудностями.
Признаки употребления наркотиков:
1.Изменения в поведении подростка:
- внезапная смена компании, друзей;
- часто исчезает из дома, поздно возвращается, становится замкнутым;
- беспричинные перепады настроения с проявлением депрессивности, агрессивности
- изменение суточного ритма: наибольшая активность ночью, днем спит;
- безразличие к своему внешнему виду;
- поведение, напоминающее алкогольное, при отсутствии запаха;
- прогулы в школе, резкое снижение успеваемости;
- Увеличение финансовых запросов
2.Изменение внешнего вида:
- бледность или покраснение лица;
- узкие или широкие зрачки;
- потливость ладоней;
- зуд кожи;
- частое облизывание губ;
- покраснение склер;
- следы от инъекций и др.
Особую тревогу вызывает возможность появления алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Причины могут быть связаны с семейной ситуацией – пьющими родителями, окружением подростка, ложными идеалами. Алкоголизм – заболевании, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности, паталогии обмена веществ, внутренних органов и нервной системы. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями характерно для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена какой-то полезной деятельностью, то такая группа становится благоприятной почвой для распития спиртных напитков.
В настоящее время курение является актуальной проблемой во всем мире. В России курят 60% мужчин и 25 % женщин, отмечается неуклонный рост систематического курения табака среди детей 9-12 лет. Риск приобщения к табакокурению у подростков определяется главным образом, следующими причинами:
- Курение и злоупотребление алкоголем родителей школьника.
- Роль окружения подростка. Нелегко устоять в ситуации, когда все друзья-приятели курят. С другой стороны, у подростков, попавших в среду некурящих сверстников, больше шансов не начать курить.
- Круг интересов и образ жизни. Подросток, занимающийся оздоровительной физкультурой, имеет несравненно более низкие шансы попасть под влияние этого порока.
Профилактика аддиктивного поведения
Профилактика аддиктивного поведения - это процесс систематического, целенаправленного, комплексного психолого – педагогического взаимодействия субъектов образования.
Важно! В беседах на данную тему педагогам – психологам надо пытаться закреплять у школьников позитивную «Я» - концепцию, то есть отношение к себе как к достойной и независимой личности, не нуждающейся ни под каким предлогом в одурманивании. Надо также знакомить обучающихся с законами, касающимися потребления алкоголя и наркотиков.
Немаловажное значение в профилактике аддиктивного поведения играет организация досуга подростков. Если дети будут заняты каким – то интересным творчеством, спортивными занятиями, то это поможет в формировании иммунитета к каким – либо соблазнам.
Особое внимание школа должна обращать на обучающихся, входящих в группу риска.
При подозрении на употребление психоактивных веществ надо поступать следующим образом: разобраться в ситуации, уточнить; не кричать, не запугивать ребенка; оказать поддержку; обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, а при необходимости к врачу - наркологу).
Профилактическая работа в образовательных организациях:
- Просветительская работа с родителями (лекции, индивидуальное семейное консультирование, выявление родителей группы риска, социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни семьи).
- Профилактическая, психолого – педагогическая работа с детьми (информирование о действии ПАВ; создание приоритета здорового образа жизни; развитие способности к психосаморегуляции в стрессовых ситуациях).
Эффективность и результативность профилактической работы в значительной степени обеспечивается при условии её многосторонности и долгосрочности.
Родителям следует больше внимания уделять своему ребенку. Чем меньше у детей возможность оставаться без присмотра взрослых, тем больше соблазна попробовать запретный плод. Следует ограничить возможность общения с теми подростками, у которых есть зависимость.
Составитель Пилюгина Н.А.,
педагог – психолог ГБУ «Центр помощи детям»
Девиантное поведение школьников: как выявить и как помочь?
Пожалуй, никакие другие дети не вызывают у взрослых столько возмущения, гнева, страхов и тревог, бессилия и отчаяния, как те, чье поведение принято считать девиантным. Не зря их называют «трудными» или «проблемными» чаще, чем каких-либо других детей. И действительно, легко ли любить хулиганов и драчунов, двоечников и прогульщиков, лгунов и сквернословов, провокаторов, нарушителей общественного порядка и даже желающих совершить суицид? Как не допустить подобных отклонений, как оказать помощь детям с девиантным поведением и как принимать детей, для которых, кажется, нет ничего святого и которые способны дойти или уже дошли до крайностей – наркомании, алкоголизма, преступных действий?
Девиантное поведение школьников: разберемся в понятии
Девиантный (от англ. deviation – отклонение) значит «отклоняющийся от нормы». Девиантным поведением школьников принято называть систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали*. К сожалению, провести четкую границу между нормой и отклонением от нее не так-то просто, тем более это сложно сделать в отношении детского и подросткового поведения. Глядя на детей, которые только усваивают, что правильно, а что нет, и делают это на собственном опыте, живя настоящим, всегда ли точно можно сказать, где норма, а где отклонение от нее? Кроме того, определение нормального или девиантного поведения школьников делается взрослыми зачастую на основании своего субъективного взгляда, сформированного на почве личных ожиданий, ценностей и представлений о правильном и неправильном. Да и эмоции – куда же без них при работе с «трудными» – не прибавляют к оценке объективности. Поэтому специалисты – психиатры, психологи, юристы – предлагают не торопиться с определениями, оценками и тем более с оказанием помощи детям с девиантным поведением.
Прежде всего, необходимо попытаться во всем разобраться. На что нужно обратить внимание при определении девиантного поведения школьников? Диагноз девиантное поведение школьников ставится на основании таких фактов, как чрезмерная агрессивность, проявления жестокости, склонность к разрушительным действиям (например, поджогам), воровству, хулиганским поступкам, а также лживость, прогулы в школе, уходы из дома, откровенное непослушание и т. д. Обычно основанием для соответствующей оценки служит продолжительность описанных отклонений, составляющая шесть и более месяцев. Иными словами, единичные случаи пререкания с учителем, хождения по классу, курения в туалете, вызывающего внешнего вида и т. д. не всегда и не являются 100% доказательством девиантного поведения школьников.
Выделяют следующие признаки девиантного поведения школьников**:
1. Табакокурение
Узнать о том, что подросток курит, не так уж сложно. Обычно от него и от его одежды пахнет табаком. Подростки, которые много курят, как правило, часто болеют простудными заболеваниями, плохо учатся и мало едят.
2. Злоупотребление алкоголем
Педагогам и родителям желательно знать признаки той или иной степени опьянения: радостное настроение, чувство самодовольства, дурашливое поведение свидетельствуют о легкой степени опьянения; быстрая и громкая речь, бестактные шутки, эмоциональное возбуждение, нарушение координации движений – об опьянении средней степени; серьезные нарушения координации движений, немотивированная агрессия, невнятная речь, нелепость поведения – об опьянении тяжелой степени.
3. Употребление наркотиков
Признаки того, что ребенок употребляет наркотики, можно разделить на две группы: психологические и соматические. К психологическим признакам относятся повышенная утомляемость, снижение работоспособности, резкие перепады настроения, к соматическим – неустойчивость артериального давления, повышенная потливость, расширение зрачков, слезотечение, «гусиная кожа», ломота в суставах, нарушение аппетита и сна.
4. Агрессивное поведение
Педагогов и родителей должны настораживать в поведении ребенка немотивированная агрессия (она часто бывает направлена на незнакомых и посторонних людей), получение удовольствия от причинения боли окружающим (другим детям, животным и т. д.), участие в групповых драках, актах вандализма.
5. Употребление нецензурных выражений
В ситуациях, вызывающих чувство досады, раздражения, а также с целью эмоциональной разрядки в общении со сверстниками (иногда в присутствии взрослых) подросток может употреблять ругательства. Вряд ли получится запретить детям произносить такие слова вообще, но они не должны их употреблять в публичных местах и использовать в качестве разговорных выражений.
6. Побеги из дома и бродяжничество
Чаще всего дети убегают из дома ненадолго – до глубокой ночи или утра следующего дня. Реже побег совершается «на трезвую голову», т. е. ребенок изначально не собирается возвращаться домой. В этом случае велика вероятность того, что он попадет в дурную компанию или будет заниматься бродяжничеством.
7. Склонность к воровству
Жизненная практика показывает, что воруют не только мальчики, но и девочки. Объектами краж мальчиков чаще становятся карманные деньги, гаджеты, одежда, девочек больше привлекают украшения и предметы косметики.
8. Сексуальная расторможенность
О сексуальной расторможенности подростка следует говорить в случае, если он проявляет повышенный интерес к лицам противоположного пола, публично выражает желание физической близости, имеет вызывающий внешний вид.
9. Суицидальное поведение
Довольно часто о желании покончить счеты с жизнью подростки и юноши предупреждают заранее. Большинство суицидальных попыток совершаются дома в дневное или вечернее время. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы какому-то конкретному человеку.
Девиантное поведение школьников свидетельствует о том, что ребенок оказался в ситуации социально-психологической дезадаптации, т. е. что нарушен процесс его развития, образования и социализации.
Причины девиантного поведения школьников
Существует множество причин, которые могут стать причинами девиантного поведения школьников.
Условно их можно разделить на четыре основные группы:
- биологические;
- социальные;
- педагогические;
- психологические.
К биологическим причинам относятся генетическая предрасположенность, отклонения в эмоционально-волевой сфере, физиологическом, психическом и интеллектуальном развитии. Основными социальными причинами являются нездоровая обстановка в семье, плохое окружение, негативное влияние средств массовой информации. Педагогические причины в принципе можно обобщить в одну – недостатки в семейном и(или) школьном воспитании.
Отдельно следует сказать о психологических причинах появления девиантного поведения школьников. Они, как правило, возникают в подростковом возрасте и связаны с так называемым подростковым кризисом личности, наблюдаются различные формы дезадаптации школьников в подростковом возрасте.
Вообще девиантное поведение школьников – это в большинстве случаев негативная реакция на трудности. В подростковом возрасте, особенно если ребенок не обучен справляться со стрессовыми ситуациями, он реагирует на трудности одним из деструктивных способов. Например, протестует или встает в оппозицию к тому, кто вызывает у него конфликтные переживания. При этом может быть как активный протест – непослушание, грубость, хулиганство, так и пассивный – отказ от еды, уход из дома, попытки самоубийства. Довольно часто подростки имитируют или копируют поведение наиболее авторитетного для себя лица, причем берут за образец асоциальные формы поведения. Таким образом они компенсируют свои «недостатки», самоутверждаются в обществе. Иногда усилия превращаются в сверхусилия. Например, пугливый подросток начинает нападать на других подростков, увлекается опасной ездой на мотоцикле и др. В этом случае можно говорить о реакции гиперкомпенсации.
На что нужно обратить внимание учителю при выявлении девиантного поведения школьников
Наверное, ни одного из учителей не обходит эта проблема – «трудный» ученик в классе. Камень преткновения при взаимодействии с такими детьми – их агрессивность. При этом речь идет не только о физической форме агрессии (драки, издевательства, вандализм), но и вербальной (оскорбительные жесты, мимика, слова и выражения).
Как правило, девиантное поведение школьников является следствием протеста против правил поведения, установленных в школе: носят вызывающую одежду и (или) прическу, демонстративно курят, постоянно опаздывают на уроки и (или) прогуливают их. В последнее время участились случаи, когда ученики прямо или скрыто оскорбляют учителей, в т. ч. употребляя в речи нецензурные выражения. В связи с этим в июне 2014 г. заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию В.Е. Шудегов предложил установить запрет на оскорбления и насмешки в отношении школьных педагогов. По его мнению, государство должно защищать педагогов таким же образом, как работников правоохранительных органов. Депутат пообещал подготовить соответствующие поправки в новый закон об образовании, запрещающие оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения в адрес учителей (являющиеся характерными признаками девиантного поведения школьников). Несовершеннолетним за оскорбление учителей будет грозить выговор или исключение из школы, а тем, кому исполнилось 18, – уголовное наказание***.
В основе девиантного поведения школьников может лежать явная или скрытая психопатология. Наличие такой психопатологии у детей могут диагностировать только психиатры.
Помимо агрессивности, для «трудных» учеников характерна чрезмерная демонстративность. Она проявляется в форме позерства, самолюбования, лести, заискивания, постоянных капризов. Как правило, такие дети являются прекрасными манипуляторами и для того чтобы добиться своей цели используют самые разные приемы, вплоть до симуляции болезни. Несмотря на то, что они плохо учатся, учителя переводят их из класса в класс, поскольку в целом они создают о себе благоприятное впечатление.
К девиациям также относятся:
- высокий уровень тревожности (выражается в крайней застенчивости, неуверенности в себе и в своих способностях, низкой самооценке);
- навязчивые потребности, к которым относятся различные виды зависимости (игровая, компьютерная, наркотическая и др.)****.
Оказываем помощь детям с девиантным поведением
Если обратиться к истории, то обнаружится, что человечество выработало три основные формы воздействия на человека с девиантным поведением:
- профилактические мероприятия;
- разъяснительно-воспитательная работа;
- запреты и изоляция.
Их используют в зависимости от причин, вызвавших девиантное поведение школьников. Если причиной является генетический фактор, школа должна осуществлять за ребенком постоянный контроль и проводить с ним профилактические мероприятия, если социальный – нужно организовать комплексную работу с его семьей (в случае необходимости можно привлечь органы опеки и попечительства), если психологический – следует подключить не только психологическую службу школы, но и психиатра. К запретам и изоляции рекомендуется обращаться только в крайнем случае – например, если ребенок совершил противоправное деяние.
Родители и педагоги часто недооценивают важность для ребенка соблюдения режима дня, правильного питания, занятий спортом. Между тем переход на здоровый образ жизни всегда положительно сказывается на поведении «трудных» детей.
Многие психологические проблемы происходят из сферы отношений с окружающими людьми. Проблема девиантного поведения школьников не исключение. Не будет ошибочным утверждать, что исправление или устранение отклоняющегося поведения возможно благодаря хорошим отношениям ребенка с педагогами или наставниками.
Не зря бывшие трудные подростки часто поминают добрым словом своих учителей. Таким учителям свойственны высокое педагогическое мастерство, любовь и уважительное отношение к детям, интерес к их жизни, чувство юмора. Они умеют постоять за себя, быть в меру строгим и требовательным, но могут и понять, услышать, посочувствовать, вовремя положить руку на плечо и помочь в трудную минуту. Им достаточно легко удается завоевать доверие подростка, сформировать у него мотив «быть хорошим», чтобы получить одобрение взрослых. Мотив, который может перевесить любое деструктивное устремление.
В заключение приведем несколько советов, которые помогут педагогу оказать помощь детям с девиантным поведением:
1. Устраните из общения с «трудным» ребенком способы и формы воздействия, которые вызывают у него протест или негативную реакцию.
2. В разговоре с «трудным» ребенком ведите себя доброжелательно, никогда не показывайте, что раздражены. Не делайте ложных заявлений и не давайте обещаний, если не уверены, что сможете их выполнить.
3. Если возникла сложная ситуация, а вы не знаете, как действовать, не принимайте решений на скорую руку, лучше переключите внимание ребенка на что-либо другое, а затем проанализируйте ситуацию и сделайте выводы.
4. В случае проявления со стороны ребенка агрессии, сохраняйте спокойствие. Старайтесь дышать ровно, говорить тихо, но уверенно. Часто естественной реакцией на то, что ребенок встает и проявляет агрессию, будет желание встать самому. Это может быть расценено как конфронтация и усугубит ситуацию, поэтому делать этого не надо.
5. Контролируйте учебную деятельность ребенка: проверяйте регулярно домашнее задание, поддерживайте связь с его родителями.
6. Стимулируйте учебную деятельность ребенка – хорошей оценкой, похвалой, созданием ситуации успеха и т. д.
7. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми. Не фиксируйте внимание «трудного» ребенка на неудачах, не сравнивайте его с кем-либо, не ставьте никого ему в пример.
8. Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки. Используйте разные формы несловесной поддержки: улыбка, подбадривающее пожатие руки и т. д.
Буклет Буллинг (ссылка: https://disk.yandex.ru/i/q-hbJwHEf-0ozg )